К КОНЦУ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (К 6 ГОДАМ) РЕБЕНОК МОЖЕТ:
Физическая культура |
- Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп - Лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа - Прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через длинную и короткую скакалку - Метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть школой мяча - Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие - Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом - Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами - Кататься на самокате - Участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей - Плавать (произвольно) |
Ребёнок и окружающий мир
|
Предметное окружение, явления общественной жизни. - Называть знакомые предметы ближайшего окружения и их назначение для облегчения труда человека.- Определять их цвет, величину, форму, вес (лёгкий, тяжёлый) - Ориентироваться в их расположении по отношении к ребёнку (далеко, близко, высоко) - Знать материалы, из которых изготовлены предметы ближайшего окружения (дерево, бумага, ткань, глина, металл, стекло) и уметь их классифицировать, знать их свойства - Знать о разных видах общественного транспорта - Знать правила дорожного движения - Называть свой город, столицу страны - Знать основные трудовые действия строителей, работников транспорта, связи - Знать домашний адрес, имена, отчества родителей Формирование экологических представлений - Знать и называть некоторые фрукты, овощи и как их выращивают- Знать какие грибы и ягоды съедобные, какие несъедобные - Знать, что растения выращивают из семян - Различать и называть 4-5 деревьев, 2-3 кустарника по коре, листьям, плодам - Знать и называть 4-5 комнатных растения - Знать 2-3 вида травянистых растения леса, луга, сада - Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений - Знать и называть некоторых домашних животных, птиц и их детёнышей. Знать об их пользе, о труде человека по уходу за ними - Знать и называть некоторых диких животных и их детёнышей. Знать об их жизни в природе - Знать 2 вида бабочек и жуков - Различать по внешнему виду 4-5 зимующих птиц - Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе - Называть времена года, отмечать их особенности - Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года - Бережно относиться с природными объектами |
Формирование фонематического восприятия |
- Различать на слух гласные и согласные звуки - Выделять в слове первый гласный звук - Выделять гласный звук в положении после согласного - Анализировать звуковые сочетания типа: АУ, УА и односложные слова типа «СУП» - Дифференцировать звуки по признакам звонкости – глухости (С-З), твердости – мягкости (Л-Ль) - Определять количество слов в предложении (2-3-4) |
Развитие речи
|
- Подбирать к существительному несколько прилагательных - Заменять слово другим словом, со сходным значением - Употреблять в речи простые и сложные предложения - Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок - Последовательно без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения |
Ознакомление с художественной литературой |
- Знать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, чистоговорки и загадки - Называть жанр произведения - Драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворение - Называть любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы |
Формирование элементарных математических представлений
|
- Считать (отсчитывать) в пределах 10 - Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?» - Уравнивать неравные группы предметов удалением и добавлением единиц - Сравнивать предметы на глаз, проверять точность определений путём наложения или приложения - Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания - Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам - Знать характерные особенности геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон) - Называть части суток и их смену - Называть текущий день недели |
Изобразительная деятельность
|
Рисование
- Знать и называть цвета и оттенки (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, голубой, розовый, коричневый, оранжевый, светло-зелёный, тёмно-зелёный, сиреневый, фиолетовый)
- Уметь различать произведения изобразительного искусства
- Уметь рисовать линии:
-- широкие линии всей кистью плашмя
-- узкие линии и точки концом ворса кисти
-- закрашивать кистью, карандашом, в одном направлении
-- ритмично наносить мазки, не выходя за пределы контура
-- наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге
-- регулировать силу нажима на карандаш и кисть, передавая оттенки
- Уметь рисовать предметы округлой, овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной формы
- Располагать изображения на всём листе, на одной линии, на широкой полосе
- Уметь передавать в рисунке, расположение частей объекта, их соотношение по величине, используя разные материалы и способы создания изображения
- Рисовать по представлению и с натуры
- Выполнять узоры по мотивам народного декоративно- прикладного искусства
- Уметь рисовать предметные и сюжетные композиции
Лепка
- Лепить предметы разной формы, используя ранее усвоенные приёмы:
-- скатывание прямыми и круговыми движениями между ладонями
-- сплющивание деталей ладонями обеих рук
-- защипывание краёв формы кончиками пальцев с лёгким оттягиванием, краёв сплюснутого шара
-- вытягивание отдельных частей из целого куска
-- сглаживание пальцами поверхности вылепленного предмета
-- примазывание частей, соединение деталей
-- вдавливание середины шара, цилиндра
- Лепить человека и животных в движении
- Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции и позы фигур
- Создавать изображения по мотивам народных игрушек
Аппликация
- Уметь правильно держать ножницы
- Резать по прямой, по диагонали - Вырезать круг из квадрата - Вырезать овал из прямоугольника - Аккуратно наклеивать изображения из нескольких частей - Уметь составлять узоры из растительных форм, геометрических фигур |
Конструирование
|
- Анализировать образцы построек - Создавать постройку по рисунку - Планировать этапы создания постройки Ручной труд - Сгибать лист вчетверо в разных направлениях- Работать по готовой выкройке, ножницами - Делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала |
Музыкальное воспитание |
- Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня), звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка) - Различать высокие и низкие звуки - Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента - Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки - Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с передвижением вперед и в кружении - Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу. - Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами |
Трудовое воспитание |
- Самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью - Выполнять обязанности дежурных по столовой, правильно сервировать стол - Поддерживать порядок в помещении - Выполнять поручения взрослого |
Игра |
- Договариваться с партнерами: во что играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры - Использовать различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.) - Создавать предметно-игровую среду, используя полифункциональный материал, предметы-заместители и др. - В играх с правилами адекватно оценивать свои возможности и без обиды и раздражения воспринимать свой проигрыш - Объяснять правила игры сверстникам - Иметь в своем опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях (детском саду, домашнем театре); оформлять свой спектакль, используя самые разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки и др.). |