МБДОУ "Детский сад № 18 комбинированного вида"
Телефон/факс: +7 (81371) 2-05-51
Адрес: 188300, Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Володарского, д. 27

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №18 комбинированного вида»

Гатчинского муниципального района

Лутова Наталья Михайловна

КОНСПЕКТ

занятия по подготовке к обучению грамоте

в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет

«ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК»

ЦЕЛИ:

  1. Закрепить знания детей о гласных звуках: А, О, И, У, Ы.
  2. Закрепить умение детей определять позицию звука в слове: начало, середина и конец.
  3. Закрепить умение детей делить слова на слоги.
  4. Развивать умение составлять слоговые сочетания по заданной схеме из знакомых букв.
  5. Развивать умение находить пропущенную букву в словах.
  6. Упражнять детей в звуко-слоговом анализе слов.
  7. Развивать умение составлять предложения из заданных слов.
  8. Развивать умение определять количество слов в предложении.
  9. Развивать общую и мелкую моторику.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: картина «зимний лес», персонажи сказки «Рукавичка», буквы объемные,  буквы печатные (гласные и согласные), обручи, ленточки,  схемы слогов, карточки с пропущенными буквами, картинки ИВА и КИТ, полоски для составления предложений.

 

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Ребята, сейчас вам расскажу сказку. Наступила зима. Пошел мужик в лес. Споткнулся. Выпала рукавичка из кармана. Не заметил мужик этого. Нужно помочь мужику, но в сказку мы не можем попасть просто так. Давайте выполним задание. Подойдите ко мне. Здесь в коробке буквы. Нужно отобрать все гласные буквы и положить на стол, а остальные согласные в коробку. Давайте вспомним: какие звуки  мы называем гласными? Почему они так называются? Молодцы! Но мы все равно не успели, мужик уже ушел.
  2. Ребята, смотрите, бежит мышка. Видит рукавичка лежит. Спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Никто не отвечает. Захотела залезть, не смогла. Нужно ей   помочь - развязать узелки на рукавичке. Подойдите ко мне. Мы поможем мышке. Посмотрите на  цветные ленточки. Сколько их? (три). Первая ленточка обозначает начало слова, вторая – середина, третья – конец слова. Развяжите узелок либо в начале, в середине, в конце. Возьмите картинку и определите где находится звук  -А-? (предметные картинки: автобус, санки, ложка и др.).Вот и залезла мышка в рукавичку.

Определи где находится звук -А-

terem_1

3. Бежит Зайка. Спрашивает:

- Кто в тереме живет?

- Я, Мышка-норушка, а ты кто?

- Я, Зайка-попрыгайка. Можно к тебе погреться.

- Можно, смотри, прыгай по кочкам, а то в снег провалишься.

Подвижная игра: «Сколько слогов в слове?» (если в слове один слог ребенок перепрыгивает одну кочку, если две – две кочки и т.д.).

terem_2

4. Бежит Лисичка, известная модница. Видит теремок-рукавичку. Спрашивает:

- Терем-еремок, кто в тереме живет?

- Я, Мышка-норушка, я Зайка-попрыгайка, а ты кто?

- А я Лисичка-сестричка. Можно к вам?

- Заходи, нам как раз помощь нужна, мы собираем узоры.

Дидактическая игра «Подбери слог к схеме». Дети самостоятельно составляют слоги из букв к заданным схемам:

terem_3

5. Прибежал Волк. Спрашивает:

- Терем-теремок, кто в тереме живет?

- А ты кто? – я Волк - зубами щелк. Пустите меня к себе.

- Заходи,  только помоги нам найти бусинки, у Лисы бусы рассыпались, вот мы и ищем.

- Это я могу. Ребята поможем?

Дидактическая игра «Какой гласной буквы не хватает в слове?». Дети берут карточку, на которой написано слово с пропущенными буквами и подбирают соответствующую гласную букву – «бусинку»:

terem_4

6. Идет Медведь. Слышит,  музыка из теремка доносится. Спрашивает:

-Терем-теремок, кто в тереме живет?

Ему отвечают:

-Я, Мышка-норушка, я Зайка-попрыгайка, я Лисичка-сестричка, я Волк-зубами щёлк. А ты кто? – А я Медведь-громко-реветь. Можно к вам -у вас весело!

Звери отвечают:

- Можно, мы сейчас делаем гимнастику: «Запрещенное движение». Ребята, вы хотите вместе со зверями выполнять весёлую гимнастику?

Вместе с детьми оговариваются одно запрещённое движение (руки на пояс), показывается ряд движений,  дети при повторе движений за воспитателем не должны делать запрещенное движение.

 7. Весело зверятам. Живут вместе, дружно. Делают уроки. Хотите узнать, какие уроки звери делают?

Ребята, перед вами две картинки: ИВА и КИТ. На карточках отметьте: где находится звук -И-, сколько слогов в слове, дайте характеристику звукам.

terem_5

8. Тут послышался лай собаки. Звери испугались. Хотели убежать, но забыли дорогу, откуда пришли. Давайте им поможем. Составьте предложение с любым героем сказки. Выложите схему предложения.

Например, предложение «Серый зайка испугался лисы». Вот какое длинное предложение. Сколько в нём слов?

terem_6Молодцы.

9. Что вам понравилось? Подведение итогов занятия.