Андреева Анна Сергеевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 18 комбинированного вида»
Гатчинского муниципального района
(группа «Солнышко»)
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ»
Программное содержание:
- Совершенствовать навыки прямого и обратного, порядкового и количественного счёта в пределах 10;
- Закрепить представление детей о цифрах от 0 до 10;
- Упражнять в соотношении количества предметов с соответствующей цифрой;
- Продолжать учить выделять условие, вопрос, ответ задачи, упражнять в решении задач путём сложения однозначных чисел;
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;
- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года;
- Развивать логическое мышление, внимание, глазомер, память;
- Воспитывать умение слушать и выполнять задания в соответствии с инструкцией взрослого;
- Создать условия для проявления личностных качеств старшего дошкольника: командное выполнение задания, взаимовыручки, сопереживания и желания оказывать помощь.
Демонстрационный материал: компьютер, 3 набора цифр от 0 до 10, рисунок кормушки со снегирями и синицей, два обруча, бумажные звезды, карточки (7…9, 8…10).
Раздаточный материал: цифры от 0 до 10 на каждого ребенка, лист бумаги, набор плоскостных геометрических фигур на каждого ребенка, картинки-фишки (приблизительно 30 штук).
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, когда я сегодня собиралась на работу, мне пришло электронное письмо, давайте прочитаем его вместе.
Ребята совместно с воспитателем читают электронное письмо с помощью компьютера: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам два друга Знайка и Незнайка. Помогите нам разрешить наш спор: КТО ИЗ НАС БОЛЬШЕ ЗНАЕТ. С нетерпением ждем вашего ответа». |
Ребята, как же мы можем помочь Знайке и Незнайке? (Ответы детей). Точно: давайте устроим соревнования, но не спортивные, а математические. Сейчас мы разделимся на две команды. Одна команда будет – Знайки, а другая – Незнайки. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку, а по окончании соревнований по количеству набранных фишек мы узнаем, чья команда победила, значит тот больше и знает.
И так, первое задание «Знаете ли вы дни недели?». А поможет нам его выполнить «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»: на кого карандаш покажет тот и отвечает на вопрос.
ВОСПИТАТЕЛЬ ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ: - Какой сегодня день недели? - Какой день недели был вчера? - Какой день недели будет завтра? - Какой день недели был позавчера? - Какой день недели будет послезавтра? |
- Молодцы ребята, все справились с заданием. Воспитатель каждой команде дает по фишке.
- А теперь следующее задание «Веселый мяч»: кому я брошу мяч, тот продолжает счёт. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет число, давая дополнительные указания, ребенок продолжает считать в прямом или обратном, количественном или порядковом счете. По окончании задания воспитатель каждой команде дает по фишке.
- Ребята, у меня есть цифры, но они все перемешались. Послушайте задание: помогите мне выложить все цифры по порядку. Каждая команда выкладывает цифры от 0 до 10, в это время воспитатель раскидывает бумажные звезды и кладет два обруча. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. (Дети самостоятельно проверяют). Молодцы ребята, вы правильно справились с заданием! (Воспитатель каждой команде дает по фишке).
Но пока вы выполняли задание, в нашей группе произошел настоящий звездопад. Посмотрите, сколько звезд упало. А еще, у меня есть две интересные карточки. (Дети совместно с воспитателем рассматривают карточки. На карточках: «7…9», «8…10». Карточки кладутся в обручи.)
Ребятки, а теперь следующее задание. Вам надо положить в обруч столько звезд, какая цифра пропущена на карточке. (Дети совместно в команде выполняют задание.) Теперь давайте проверим как вы справились с эти заданием. (Идет проверка). Молодцы, и с этим заданием вы справились! (Воспитатель дает каждой команде по фишке.)
- Ребята, какой сейчас месяц? А какой месяц был предыдущим? А какой будет последующим? Какие это месяцы? (Ответы детей). Да, ребята, наступила зима. И наши друзья, Знайка и Незнайка, смастерили для птиц кормушку. (Дети садятся за столы.)
Воспитатель предлагает детям решить задачу: «В кормушке сидело 6 снегирей, к ним прилетела одна синица. Сколько птиц стало в кормушке?» Ребята, что я вам задала? (Ответы детей: задачу.) Из каких частей состоит задача? (Ответы детей.) Что такое условие задачи? (Ответы детей.) С какого слова начинается вопрос задачи? (Ответы детей) Назовите условие задачи. (Ответы детей) Назовите вопрос задачи. (Ответы детей) Выложите условие задачи на столе с помощью счетных палочек. С помощью цифр выложите решение задачи. Ребята, кто хочет решить эту задачу у доски? (Ребенок у доски разбирает и решает задачу., Детям, которые правильно решили задачу, воспитатель дает фишку.) |
- Ребята, мы с вами сегодня много занимались и, конечно же, устали. Предлагаю вам провести веселую физкультминутку:
Скачет шустрая синица, (дети прыгают на правой ноге) Прыг-скок, прыг-скок. Ей на месте не сидится, (дети прыгают на левой ноге) Прыг-скок, прыг-скок. Вот присела на минутку, (дети приседают) Почесала клювом грудку (наклон головы вперед) И с дорожки на дорожку (дети подпрыгивают и прыгают на двух ногах) Прыг-скок, прыг-скок. |
- Вот, ребята, мы с вами отдохнули, а сейчас я вам предлагаю выполнить ваш любимый «Математический диктант». (Дети садятся за столы). Перед детьми листы бумаги, расчерченные на 9 секторов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Положите в правый верхний угол коричневый треугольник. В левый нижний угол положите желтый треугольник. В центр листа положите желтый круг. Справа от желтого круга положите красный овал. Справа от желтого треугольника положите зеленый четырехугольник. В левый верхний угол положите синий овал. Под синим овалом положите зеленый треугольник. В правый нижний угол положите синий треугольник. Над желтым кругом положите красный квадрат. |
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, и дает фишки детям, которые правильно выполнили задание.
- Ребята, давайте с вами посчитаем, сколько каждая команда набрала фишек. (Дети считают, фишек оказывается поровну.) Молодцы ребята, вы все справились с заданием. И каждая команда набрала одинаковое количество фишек, значит нашим друзьям, Знайке и Незнайке, мы ответим, чтобы они больше не спорили, так как они оба много знают.
В конце занятия воспитатель от имени Знайки и Незнайки вручает ребятам «золотые» медали за знания.