2012 год
Вятоша Наталья Анатольевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 18 комбинированного вида»
Гатчинского муниципального района
(группа «Колокольчик»)
Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности
детей среднего дошкольного возраста
"ПОМОЖЕМ ЕЖИКУ"
(интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественный труд»)
Программное содержание:
Цель: Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством декоративной аппликации с использованием природного материала.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить с детьми представления о сезонных изменениях в природе;
- закрепить понятие явления природы «снегопад», «метель», «вьюга»;
- показать зависимость существования всех объектов природного мира;
- Закрепи.
Воспитательные:
- Воспитывать добрые отношения ко всему живому,
- Вызвать желание защищать и помогать животным;
- Воспитывать умение различать себя по половой принадлежности.
Развивающая:
- закреплять умения замечать изменения, происшедшие в природе;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие мелкой и общей моторики;
- закрепление умения действовать по сигналу;
- развивать творческие умения создавать образ посредством аппликации.
Обогащение словаря: метель; вьюга, СНЕГОПАД.
Предварительная работа:
- наблюдение в природе за падающим снегом в ветреную погоду;
- рассматривание иллюстраций, отражающих ветреную погоду, с изображением снежинок;
- беседа с детьми по теме «Сезонные изменения в природе»,
- дидактические игры «Выложи снежинку», «Найди лишнее», подвижная игра «Ветрено-безветренно»
- подбор музыкального сопровождения,
- подбор стихотворных текстов.
- изготовление снежинок.
Методические приемы:
- показ,
- рассматривание предмета,
- использование наглядности,
- сюрпризный момент,
- гендерный подход в образовательном процессе,
- объяснение воспитателя,
- беседа,
- художественное слово,
- вопросы, игра, упражнения детей, игровая ситуация,
- индивидуальная работа,
- анализ.
Оборудование и материалы: декорации для леса, ежик, снежинки, прищепки, маски ежей, лиса, шишки, цветная бумага, клей, декоративные дыроколы.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними.
Послушайте стихотворение И. Сурикова:
Стали дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы –
И зима настала!
- О каком же времени года говорится в стихотворении? (ответы детей)
- Правильно! А какая погода зимой? (развернутые ответы детей).
- Все правильно! Зимой дует очень холодный ветер. Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в сказочный лес. Хотите попасть в сказочный лес? Давайте оденемся потеплее. Что мы наденем? (ответы детей). А теперь нам нужно встать друг за другом, стараться двигаться дружно и внимательно слушать. Все готовы? Тогда в путь. (Дети выстраиваются в колонну и шагают под музыкальное сопровождение.)
Воспитатель:
Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ-топ-топ,Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,Вот как мы умеем: топ-топ-топ.Побежали ножкиПо ровненькой дорожке,Убегают, убегают!Только пяточки сверкают. (Дети попадают в лес.)
Воспитатель: Ну вот, мы и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво. Как много снега в лесу. Когда дует сильный ветер – он подхватывает с земли снежинки, поднимает их в воздухе и кружит, кружит их.
- Это явление называется метель, вьюга (совместное и индивидуальные проговаривания детей).
- Ребята, покажите мне, как кружатся снежинки, когда дует слабый ветер? И как кружатся снежинки, когда дует сильный ветер, начинается метель, вьюга? (кружатся на месте).
- У меня есть волшебная палочка и сейчас я превращу девочек – в «Снежинок», а мальчиков – в «Ветерков» (взмахиваю волшебной палочкой и дети "превращаются" в «снежинок» и «ветерки» - дети берут необходимые атрибуты).
- Давайте поиграем в веселую игру «Ветерки и Снежинки» (Ветерки дуют с разной силой, снежинки кружатся в зависимости от силы то быстрее, то сильнее).
Воспитатель:
- Ребята подойти ко мне и ответьте: Падает снег, падает – как называется это явление? (ответы детей). Правильно, снегопад – это когда снежинки кружатся, летят, падают (воспитатель сыпет на детей бумажные снежинки под мелодию песни «Снег кружится, летает …»)
Воспитатель:
- Посмотрите сколько разных снежинок на ковре. Скажите, какие бывают снежинки? (ответы детей)
- Правильно! Вы сказали, что снежинки холодные, колючие, белые, хрупкие, нежные, пушистые, легкие, они очень хорошо летают. А давайте проверим, летают наши снежинки или нет? Возьмите снежинки, положите их на ладошку и подуйте сильно-сильно! (можно повторить 2-3 раза) – упражнение на дыхание.
- Здорово! Летят снежинки! Много снежинок – много снега! Рады дети, рады звери в лесу! Укрылась природа, белым, снежным одеялом и спит всю зиму.
- Скажите, дети, какие звери живут в лесу, как готовятся звери к зиме? (ответы детей). Правильно:
у лисы – вырастает густой теплый мех; заяц – меняет серую шубку на белую; белка – меняет яркую рыжую шубку на серую).
Воспитатель: - Ребята, почему зайцу нужна белая шубка, а белке – серая? (ответы детей). Правильно: заяц бегает по белому снегу, а белка по серым стволам и веткам деревьев. Заяц будет не замечен на белом снегу, а белочка может прятаться на деревьях.
Воспитатель: А кто это прячется за пеньком? Так это ежик! (воспитатель показывает детям игрушку – ежа).
Ребята, ежик здоровается с вами, и вы поздоровайтесь с ним. Дети, погладьте ежика! (воспитатель дает возможность детям погладить.)
Посмотрите на ежика. Что-то в нем необычное? Чего-то у него не хватает? Ну-ка посмотрите внимательно! (колючек).
- Ёжик, а где же твои колючки?
Ежик: - Я их где-то потерял, а может дома забыл?
- Поможем ежику вернуть колючки на спину? Представьте, что вот эти прищепки – колючки. Возьмите каждый по одной прищепке – колючке и прикрепите их на спину ежу (дети выполняют задание).
Воспитатель: Катя, сколько ты колючек прикрепила ежику на спинку? (индивидуальные ответы детей) А ты, Вова, сколько прищепок – колючек прикрепил? Правильно, каждый из вас прикрепил только по одной колючке. А у ежика на спине - сколько их стало? (ответы детей). Правильно, дети, колючек у ежа стало (ответы детей). Погладьте ежика по спинке. Какой он стал? (ответы детей).
Воспитатель:
Что ты ёж такой колючий?Это я на всякий случай!Знаешь, кто мои соседи?Лисы, волки да медведи!
Воспитатель: Дети, а зачем ежу нужны иголки? (ответы детей).
Воспитатель: Дети, а вы знаете, как ежик защищается от врагов? (ответы детей). Он сворачивается клубочком, прячет нос, наверху остаются иголки, которые защищают его. Вот так (показ на игрушке).
Я предлагаю вам поиграть. Сейчас вы превратитесь в ежей. Вот вы и ежики. Сейчас вы под музыку будете бегать по залу, а когда появиться лиса, вы должны будете остановиться и быстро свернуться в клубочек (группируются и сидят неподвижно). Лиса ушла, ежики снова гуляют. (Игра повторяется 2 – 3 раза.)
Воспитатель: Молодцы, ежики, хорошо поиграли. Вы так тихо сидели, что вас не заметила лиса. А отправимся дальше с ежиком в путь. Воспитатель прикрепляет ежу незаметно чудесный мешочек. Воспитатель берет в руки ежика, на спине которого чудесный мешочек и поет 1 куплет песенки «Маленький ежик»:
Маленький ежик, четверо ножек,
На спине мешок несет, песенку поет.
Туфти-туфти-туфти – ту
Самый сильный я в лесу!
Самый сильный я в лесу!
Туфти-туфти-туфти – ту.
Воспитатель: Ёжик, а почему ты вдруг загрустил?
Ежик: Я собрал шишки для новогодней елки. Да вот беда, я не знаю, как из простых шишек сделать елочные украшения.
Воспитатель: Ребята, поможем ёжику украсить шишки? Где же твои шишки?
Ежик:Вон стоит под елкой полный мешок шишек!
Дети садятся за столы, украшают шишки с помощью клея, цветной бумаги, декоративных дыроколов под музыку (Вивальди "Времена года").
Воспитатель: Давайте, ребята повесим шишки на елочку. Ежик посмотри, какая она красивая стала.
Ежик радуется вместе с детьми.
Воспитатель: Пора нам прощаться с ёжиком и возвращаться в детский сад. Давайте на прощанье споём ёжику песенку.
Воспитатель сажает ёжика в круг. Дети идут по кругу и поют песенку:
Шли по лесу не спеша
Вдруг увидели ежа.
Ежик, ёжик – мы друзья,
Дай погладить нам тебя!
(Все наклоняются и ласково прикасаются к ёжику.)
Итог занятия:
Ежик: Спасибо, ребята! Вы мне очень понравились. Вы хорошо играли, сделали красивые украшения из шишек. Мне было с вами очень весело и интересно. Мне хочется поскорей позвать своих друзей, показать им красивую елочку.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, Ежик! Приходи с друзьями к нам на елку!