2013 год
Григорьева Лидия Алексеевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 18 комбинированного вида»
Гатчинского муниципального района
(группа «Винни-Пух»)
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Образовательная область «ПОЗНАНИЕ» по формированию элементарных математических представлений.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность».
Цели:
- Развитие у старших дошкольников фантазии и конструктивного воображения;
- Развитие стремления выражать свое отношение к окружающему через сюжетно-ролевую игру, различные речевые средства.
Задачи:
- Закрепление представлений о временах года, месяцах.
- Развитие всех компонентов устной речи в игровой форме детской деятельности;
- Развитие грамматического строя речи: составление предложений с использованием предлогов;
- Совершенствование умения согласовывать слова в предложениях (существительные с числительными, прилагательные с существительными);
- Закреплять умение ориентироваться в количественных (порядковый и обратный счет), пространственных (от себя, на листе бумаги), качественных (форма – объемные и плоскостные фигуры; размер, цвет) взаимоотношениях предметов;
- Развивать гордость за свою планету, страну, первых космонавтов;расширять представления о государственном празднике «День космонавтики»;
- Расширять представления детей о трудной, но почетной профессии космонавта;
- Развивать нравственные качества личности, эмпатию, желание помочь другу, беречь родную природу;
- Расширение знаний об источниках опасности в процессе космического путешествия.
- Формирование умения обращаться за помощью к взрослому и сверстникам в процессе игры.
Предварительная работа:
- Изготовление иллюминаторов, шлемов, объемного макета космической ракеты, индивидуальных схем, ключей в кабины;
- Чтение литературных произведений о космосе (проза и поэзия), разучивание стихов о космосе;
- Рассматривание иллюстраций с космическими пейзажами;
- Слушание техномузыки «Спейс» и т.п.
- Рисование гуашью космических пейзажей.
- Дидактическая игра «Комонавты» - человечки на шарнирах.
- Коллективная работа «Конструирование с использованием бросового материала: изготовление макета «Далёкой планеты» и ее жителями (инопланетянами)».
- Придумывание сказки «Космическое путешествие друзей» (творческое рассказывание) с дальнейшим изготовлением одноименной книги (иллюстрации).
- Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Воспитатель приветствует детей.
Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю вам увлекательное путешествие в космос, но для того, чтобы его совершить, надо много знать и уметь. Сейчас мы проверим, насколько вы подготовлены к космическому путешествию.
Отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна).
2. Словесная игра «Времена года»:
- Кто мне может назвать все весенние месяцы?
- Сколько всего месяцев в году? А времён года?
- Почему месяцев 12, а времён года только 4?
- Какое время года идёт за весной? А перед весной?
- А какой сейчас идёт месяц? (апрель) Какой он по счёту месяц года?А месяц весны?
- В какой стране мы с вами живём? Значит мы кто? (россияне) Давайте вспомним стихотворение (рассказывание хором):
А мы живём в России
У нас леса густые
У нас берёзы белые
И космонавты смелые.
Какой праздник наша страна отмечает в апреле? Кто первым совершил полёт в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин). А женщины, как вы думаете, могут быть космонавтами? Как зовут первую женщину космонавта? (Валентина Владимировна Терешкова)
3. Игра с мячом.
Вы немножко устали. Давайте поиграем с мячом. Я буду говорить слово «космонавт», а вы должны мне бросить мяч обратно и сказать, каким должен быть космонавт одним словом.
4. Развивающие игры с геометрическим материалом.
- «Объёмные формы»
Для того чтобы отправиться в космос, космонавты должны знать, как устроен космический корабль. Кто из вас, ребята, хочет его построить из крупного строителя? (Воспитатель предлагает построить космический корабль из крупного строительного материала и рассказать план своих действий):
- нижняя часть корабля- куб (там находятся двигатели), средняя- цилиндр (там находятся аппаратура и космонавты), верхняя часть – конус.
- сколько сторон у куба?
- ты построил космический корабль из объёмных форм. Они могут стоять, у них есть основание.
- если перенести ракету на плоскость, как будет выглядеть куб? В виде какой фигуры? А цилиндр? А конус?
- Плоскостные формы»
Сейчас я вам дам интересное задание. Ребята, вам нужно будет подойти к столу, где лежат треугольники, и построить «космическую ракету» разными способами.Засекаю время-1 минута) индивидуальная работа на столах с раздаточным материалом).«Вы отлично справились с этим заданием!»Вопросы к детям: Саша, из скольких треугольников ты сделал квадрат? (из 4-х), а Лёня?(из 2-х) и т.д.
5. Физкультминутка
Перед полётом мы с вами посетим школу юных космонавтов. Инструктором будет сегодня … (выбор ребенка) Дети идут по кругу со словами:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Но у нас один секрет
Неумейкам места нет.
Сели на пол и выполняют упражнения:
1 упр.- «Уголок»
2 упр.- «Велосипед»
3 упр.- «Рыбка»
4 упр.- «Лебёдушка».
Команда: В шеренгу стройся! По порядку номеров рассчитайся (1,2,3,4,5,6,7…расчёт команды)!
6. Упражнение на соотнесение геометрических фигур
Внимание!!! Даю задание: внимательно посмотреть на свои «кодовые замки» и подобрать к ним свои «ключи».
Оденьте «космические костюмы» (шлемы) и займите свои места.
Объявляю десятисекундную готовность (обратный счёт, считают дети, звучит музыка группы «Спейс»). Заработали двигатели: «ж-ж-ж».
Мы взлетели. Можно немного передохнуть. Сделаем вдох через носик, выдохнем через трубочку (2-3 раза).
7. Настольная игра «Устраняем неполадки».
- Ребятки, у меня погас монитор. Значит, произошёл сбой в электрической системе (обрыв). Необходимо его ликвидировать. Напоминаю, что при соединении проводов будьте осторожны. Электричество не прощает ошибок. Постарайтесь это задание выполнить, как можно аккуратнее и быстрее. (у каждого ребенка карточки по типу «Лабиринты» и цветные карандаши ).
- Раз произошёл обрыв в электрической системе, зависли компьютеры. Средняя колонка оказалась пустой. Необходимо как можно быстрее их отремонтировать. Кто справится, поднимите руку (у каждого ребенка карточки по типу «Найди пропущенное число»).
8 |
10 |
|
2 |
5 |
|
6 |
9 |
8. Упражнение на внимание «Математический диктант»
Ребятки, тише! Я услышала в наушниках сигнал «SOS». К нам обращаются друзья за помощью. Дело в том, что они запустили такой же космический корабль неделей раньше, но он потерпел крушение и разлетелся на части на одной из соседних планет. Нас они просят отметить на своих космических картах их местонахождение. На мониторе я чётко их вижу. (диктант на ориентировку на листе бумаги):
Иллюминатор – в центре;
Двери (овал) – в правом нижнем углу;
Верхняя часть корабля (конус) – в левом нижнем углу;
Нижняя часть – в правом верхнем углу;
Средняя часть – в левом верхнем углу.
9. Словесное описание космоса.
Все задания мы выполнили. Пора нам возвращаться на родную землю. Но прежде чем мы отправимся в обратный путь, давайте полюбуемся красотами космоса из иллюминаторов (космический метеоритный дождь, комету, звезды, землю и т.д.).
10. Подведение итогов
Давайте беречь свою планету. Посмотрите, какая она маленькая.
(Совместное чтение стихотворение Якова Акима)
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету-
Ведь другой, похожей, нету!
Наш корабль совершил мягкую посадку. Вот мы с вами и на родной земле. Нас встречают родные и милые нам лица.
Взрослый (младший воспитатель) вместе с остальными детьми в русских сарафанах и с подносом, на котором лежат вкусные пироги, встречает нас и поздравляет с мягкой посадкой.
Ребята, где мы сегодня с вами побывали, что делали? Что вам особенно понравилось? Кто справился с заданием быстрее? Чей рассказ вам больше понравился? Как вы думаете, необходимо ли беречь нашу планету? Обоснуйте свой ответ.